Peugeot iOn: Освежитель воздуха
Не люблю я запах бензина. Наверное, поэтому отхожу в сторону, когда машина заправляется на АЗС, никогда не заезжаю в гараж задним ходом и не оставляю двигатель работать на холостых оборотах на стоянке. По этой же причине еще до поездки на электрическом «Пежо» я записал себя в число потенциальных владельцев одного из электромобилей, появись таковые в России.
«Ион» – продукт кооперации компаний «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси». Последняя еще в прошлом году начала продажи аналогичной машины в Японии под названием i‑MiEV. Теперь для электромобиля открывается европейская перспектива.
Размерами салона «Ион» схож с «Пежо‑107», поэтому, а также учитывая небольшой запас хода на одной зарядке аккумулятора, даем ему постоянную городскую прописку. Согласитесь, в дальней дороге останавливаться каждые 100 км на полчаса для зарядки не всякий захочет, да и самих электрозаправок на трассах нет пока даже в Европе.
Стандартные регулировки водительского сиденья позволяют комфортно устроиться человеку практически любой комплекции. Руль же неподвижен. Органы управления такие же, как в классическом автомобиле с автоматической коробкой, вплоть до ключа зажигания. Даже положений у него тоже три. При команде на пуск в полной тишине оживает приборная панель. Теперь достаточно переставить рычаг трансмиссии в «драйв» – и можно ехать.
Электрический «львенок» очень резво разгоняется до 70 км/ч, затем немного скисает, но все-таки заявленные 13 с до сотни – вполне на уровне современных требований. На улицах европейских городов, где скорость лимитирована 50 км/ч, «Ион» как рыба в воде.
– При внешнем сходстве японской и французской машин у них много технических различий. Назову главные. У «Мицубиси» рычаг переключения, помимо знакомых всем положений P‑R‑N‑D, дополнен позициями Е, то есть экономный режим, и B (Brake) – автоматическое торможение двигателем. Но мы посчитали, что рядовой водитель вряд ли станет тормозить двигателем, переводя для этого рычаг, – скорее он просто нажмет на педаль. И поэтому объединили эту систему с обычными тормозами: отпустил газ – автомобиль сам начинает притормаживать.
Второе отличие – в максимальном использовании энергии батарей. У нас, вы знаете, был опыт с электромобилями на базе «Пежо‑106». И на «Ионе» нам удалось заметно понизить порог разрядки без ущерба для самих аккумуляторов. То есть та же батарея, что у «Мицубиси», на «Пежо» отдает больше тока. Это подарило еще 10% запаса хода.
Наконец, третье – усовершенствованная аэродинамика. Мы добавили фартук перед передними колесами, козырек над задним стеклом, поработали с дисками и радиаторной решеткой. Все это привело к снижению коэффициента лобового сопротивления и выигрышу еще 4% по запасу хода. Для увеличения пробега «Иона» мы использовали даже такие мелочи, как стабилизация постоянной скорости. Например, вы набрали некую скорость и разгоняться быстрее не хотите. Нога остается на педали, слегка двигаясь вверх-вниз, но скорость остается неизменной. Чтобы ускориться, придется приложить к педали чуть большее усилие. Таким образом, работая с мелочами, мы увеличили запас хода по сравнению с i‑MiEV на 30%.
Хуже ему приходится на автомагистралях. Паспортная максимальная скорость 130 км/ч соответствует установленным во Франции ограничениям, но если на обычном автомобиле всегда есть возможность превысить этот рубеж, скажем, для быстрого завершения обгона, то «Ион» такой возможности лишен. Он, как ослик, упирается на этой отметке. Поэтому после второй неудачной попытки обгона на третью я уже не пошел.
Тем не менее очное знакомство с серийной машиной на электротяге показало жизнеспособность предложенной концепции.
Правда, стоимость «Иона» во Франции составляет 35 000 евро. Очень дорого! Государство, однако, обещает покупателю экологически чистого транспорта 5000 евро компенсации. Все равно недешево. Зато затраты на 100 км пробега «Иона» не превышают 1,5 евро, что сопоставимо со стоимостью 1 л бензина. Сразу прикидываю, что в России «заправка» дешевой ночной электроэнергией и вовсе обойдется меньше чем в 20 рублей.
Электромотор, уверяют создатели, практически вечен, он не требует даже периодической замены масла, а гарантия на батарею – 10 лет или 150 000 км пробега. В «Ионе» не так уж много деталей, подверженных износу, разве что шины и тормозные колодки. И то предполагаю, что колодки будут изнашиваться менее интенсивно благодаря активному использованию электродвигателя при замедлении.
Возьму на себя смелость сказать, что существующего запаса хода в 150 км «Иону» хватило бы на жизнь в условиях российского мегаполиса при поездках из дома на работу и обратно даже при полном отсутствии необходимой инфраструктуры. Единственное условие – чтобы в гараже или на стоянке была электророзетка, готовая за ночь (достаточно шести часов) полностью зарядить батарею. Ну а если появятся уличные заправки, на которых всего за 30 минут батареи заряжаются на 80%…
Конечно, «Ион» не сможет стать помощником в дальнем путешествии, но в городе будет незаменим, не только обеспечивая перевозки, но и сохраняя в чистоте воздушный бассейн. И хотя к нам «Пежо-Ион» пока приезжать не намерен, по секрету скажу: этой зимой должны начаться российские испытания его японского брата «Мицубиси».